Помоги сайту! Добавь эту страницу в свою социалку!
Воспоминания родных и близких Юры Хоя
Воспоминания гитариста Сергея Тупикина
- Когда я услышал "Сектор газа" впервые, меня уже выставили из коллектива Зарубиной после 20 концертов. Об этом рассказывать неприятно. Группы были некоммерческие, потому музыканты свободно перемещались из команды в команду. В то время, в 89-м, я работал в «Полтиннике», и, вращаясь среди музыкантов, я знал каждого не только в лицо, но и лично. Знал я и Юру Клинских, которого уже тогда называли Хоем. Потому мне не составило особого труда подойти к Хою и предложить свои услуги, узнав, что «Газ» внезапно остался без гитариста. А по тем временам это был ответственный рок-фестиваль местных групп, который проходил в ВГУ, и участие в нем придавало авторитет. Я тоже оказался на фестивале.
— Юр, может, я сыграю? — подошел я к почти отчаявшемуся Хою.
— А ты сможешь?
— Попробую, если гитару дадите!
Но с гитарой оказались проблемы. Сам Тупикин пришел на фестиваль в виде слушателя, и гитару пришлось искать всем «Сектором». Отличился сам Хой, который достал где-то за магарыч гитару и показал мне простенькие аккорды к песенкам «Колхозный панк», «Наркоман». Концерт удался, и после выступления довольный Хой подошел к Сергею и спросил:
— В Череповец с нами поедешь гитаристом?
— Поеду, — ответил «новоявленный» гитарист.
И составом: Юра Хой-Клинских (вокал, гитара), Семен Тетиевский (бас-гитара), «Крюк» (ударные) и С.Тупикин на соло-гитаре отправились покорять просторы маленького Череповца.
В то время «Сектор» заметил Фидель Симонов, московский бизнесмен, решивший заработать деньги на новом направлении провинциального жлоб-панк-рока. Ему приглянулась раскованность, манера исполнения и готовность ребят в любое время отправиться на гастроли. С Воронежем у Симонова были связаны приятные впечатления при организации гастролей знаменитого тогда «Ласкового мая», поэтому воронежская группа ему была симпатична.
Музыканты жили в его двухкомнатной московской квартире на Рязанском проспекте. Условия были невыносимые: теснотища, да еще и телефона не было. В ванне жил какой-то тракторист Саша, который набирал горячую воду и в ней спал. Это было экстравагантно, но больше спать ему было негде.
Тупикин рассказывал:
— Я как-то отдыхал один после концерта, а «тракторист Саша» ввалился в квартиру со шлюхой и предложил мне:
— Ты не мог бы выйти — я покувыркаюсь тут с девочкой.
— А, может быть, ты к ней домой пойдешь или еще куда, — рассердился я. — У меня завтра концерт, разойдемся «полюбовно».
Тот в амбиции. Затаил злобу. Я даже чуть из группы не ушел из-за него...
В декабре 1990 года «Сектор Газа» попал на презентацию московского клуба « Меридиан », похожий на наш ДК « Электроника». Группа выступила в блоке вместе с Викой Цыгановой, «Ли Гранд», «Кенгуру», «Черное-белое», «Иммигранты». Новички из Воронежа не жалели сил, зрители от бурного восторга чуть не сорвали концерт.
Пришлось мужу Вики Цыгановой успокаивать зафанатевшую толпу и сетовать на сорванную важную съемку для «Программы «А». Концерт так и не показали (по морально-этическим соображениям). Продюсером многих исполнителей на этом концерте являлся Сергей Николаевич Савин, который и предложил ребятам заняться с его помощью раскруткой «Сектора».
Дела пошли в гору. И уже в марте 1991 года вместе с группой «Шико» воронежцы дали сольный концерт в Москве на стадионе «Измайлово», на который собралось около 10 тысяч человек. Такого количества зрителей на концерте группа из Воронежа еще не собирала никогда. Это был неслыханный успех.
Вспоминая об этих выступлениях, Тупикин рассказывал:
— Жили мы уже в Подлипках Калининской области. Я в одном номере вместе с гитаристом Владимиром Лобановым, выступавшим с нами. Условия были получше московских, хотя сами стирали одежду, но зато ежедневно общались по телефону с женами и детьми, оставшимися в Воронеже. Домой нас отпускать было очень опасно, можно было заново не собрать группу, так как гастроли не на шутку затянулись. Так и скитались: дня три в Подлипках, потом гастроли... Раз в три месяца домой заедешь повидаться с семьей...
Как раз в этот момент в группе обозначилось неравноправие: появились «принцы» и «золушки». Хою Савин благоволил — давал отдельную «тачку», когда все остальные ехали на автобусе, заказывал ему отдельные номера в гостиницах. Музыканты понимали, что тот делал ставку на лидера, но дружба куда-то исчезала.
Песни «Газа» распевал весь Советский Союз, во многих городах стали массово создаваться фан-клубы, причем, поклонники не всегда знали, как выглядят их кумиры. Это и породило волну фальшивых «Секторов», разъезжающих по стране с концертами под некачественную «фанеру». Одну из таких групп «сколотил» бывший директор Фидель Симонов. Тупикин вспоминал эту историю с небольшим недовольством: «Однажды Леша Ушаков, Хой и Игорь Жирнов, проходя мимо московского парка Горького, увидели интересную красочную афишу. Она гласила: «4 августа 1991 года в парке Горького состоится сольный концерт группы «Сектор Газа». Хой отреагировал сразу:
— Слушай, да это же сегодня! — воскликнул он клавишнику Леше. — Давай сходим, «приколемся»!
Начался концерт. Группа Фиделя состояла из «тракториста Саши», в руках которого болталась неиграющая «расческа» (так музыканты именуют «навесной» клавишный инструмент), и других «левых» пацанов. Представьте реакцию Хоя... Да, ну! Даже церемониться не стал: полез на сцену сразу морды бить! Приговаривал, помнится, сквозь зубы: «Ага! Ага! Ага...». Все растерялись. Представляете? Хой сорвал собственный концерт! Правда, за это был жестоко избит и отправлен в милицию.
Если с «левым» «Газом» Фидель объехал половину СССР — Москва, Ростов, Белгород, Курск — то представьте, сколько гастролировал «Сектор»?
В октябре 1991 года, когда еще не прошло и девяти дней после убийства Игоря Талькова, «Сектор Газа» давал сольный концерт в Питерском ДС «Юбилейный». Публика ломилась на концерт. Кумиры есть кумиры — живые они или мертвые. Живые отвечают и за ушедших. Фактом убийства Игоря заинтересовались французские киношники, решившие снять фильм о русской «легенде».
— Когда мы были уже готовы к выходу на сцену, — вспоминает Сергей, — нас попросили пройти до сцены, позируя кинокамерам. Перед выходом на сцену «Юбилейного» есть зеркало, в которое смотрятся «звезды», выходящие к публике. До этого зеркала дошел и Тальков, только посмотреться в него не смог... упал. Французы заставили нас пройтись еще раз, задержать внимание на зеркале, у которого стояли цветы и портрет Игоря. Они решили задать нам несколько вопросов.
Маленький Савин, выпятив грудь, произнес:
— Сниматься будут я и Хой!
Тут француз-режиссер отодвинул «босса», подойдя к нам, что-то буркнул по-своему.
А переводчик перевел:
— Мне нужна вся команда...
Наверное, это было справедливо. В очередной раз мнение Савина не совпало с реальностью. Да и вопросы были «нормальные»: «Вам не страшно за завтрашний день России?» и еще какой-то примитив. Помню, как Хой ответил, что он живет одним днем. Не знаю, рисовался он тогда перед иностранцем или просто «брякнул» расхожую фразу, но многим это не понравилось.
«Мне страшно. Страшно жить в стране беззащитным. У меня семья, ребенок, родители. Страшно за них, ведь каждый из нас может попасть в жуткую ситуацию, — сказал я. — Хотя мне Тальков и не очень симпатичен, я думаю, никому не понравится убийство «Шопена».
— 1992-й. Прошел год с тех пор, как я не играл в «Газе» . В марте ребята давали ответственный концерт в «Горбушке», и Савин потребовал, чтобы на концерте играл я. Меня разыскали и доставили в группу. Думаю, я был в ударе, и московское выступление удалось на славу. После выступления в ДК им. Горбунова нас пригласили выступить в кабаке «Каштан» на чьем-то дне рождения. Савин велел всем помыть головы, постричься-побриться.
Приезжаем вечером в кабак на разных «тачках», все цивильно. Удивительно, но встретили нас только лица кавказской национальности, как сейчас принято говорить. Я сразу смекнул, будет ли этим зрителям интересен репертуар «Сектора Газа»? И оказался прав. Только мы ударили по струнам, как народ «взвыл»: «Сыграйте вальс или танго».
— Мы играем только свои песни, — с уверенностью заметил Хой, но я его перебил:
- Вадик! - обратился я к гитаристу Глухову. – «Журавлей» помнишь: «Здесь под небом черным...»?
Буквально за несколько минут из скандально-хулиганской группы «Сектор Газа», мы превратились в «ресторанное» трио: бас, гитара и ударные. Именинник был в восторге и попросил сыграть блюз. Тут уж я «оторвался». Савин встал из-за стола, направился на сцену и обнял меня.
— Понимаешь, оказывается, мы умеем играть, — «пошутил» я растроганному тезке.
Тогда наши выступления были — душевная, откровенная музыка. А сейчас я «Газ» не слушаю — вредно для здоровья. Надо слушать нормальную музыку...
(Сергей Тупикин)
по материалам книги Романа Гноевого «Сектор газа глазами близких»
Жаль людей. Спиваются хорошие музыканты. Многих известных погубил алкоголь и наркотики.
0
Владимир 14 пїЅпїЅпїЅ 2016, 14:00
Хой играл в разных направлениях и стилях и он лучший и те кто пиздят на Сектор просто завидуют его таланту!!!И у него по истине самый настоящий не деревенский, не колхозный,а русский панк-рок,рок придуманный им, а не как другие группы кричат, что они играют настоящий панк-рок хотя ихний рок американский, но не как не русский!!!Как в своем комментарии говорил солист группы Король и Шут:"Что Хой взял квин добавил "Хуй" и получился Сектор", а то что они поют о мертвецах Хой пел за 10 лет до начала ихней карьеры. Хой единственный музыкант, который говорил правду о музыке,если взял с какой то группы музыку он этого не скрывал в отличии от других музыкантов СССР и России.Сектор Газа и Юра Хой самый заслуженный патриарх отечественного панка!А все остальные группы играют западную музыку и Хой это легенда русского панк-рока,рока и памятник ему будет стоять в Воронеже как Высоцкому в Москве!Так что не завидуйте бездари играете музыку запада хоть не пиздите что она русская.
+2
mu 28 пїЅпїЅпїЅпїЅ 2015, 06:34
Даа Тупикин четко играл на басухе словам Юрия Клинских из «легкозаменяющихся», бас-гитаристов так и не смог достичь уровня Тупикина
0
Maxellz 18 пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ 2013, 04:47
С большим интересом почитал. Как раз Сектор кручу, песенку одну искал, попал сюда.
+5
Анна 20 пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ 2011, 15:35
Сектор Газа- открытые, честные песни, с задором, с молодецкой удалью. Они русским духом пропитаны, имхо. Слова простые, а как за душу берет...
+13
Кот 24 пїЅпїЅпїЅпїЅ 2010, 16:03
Я о Тупикине много всего нехорошего слышал. И здесь в конце его воспоминаний он не очень отзывается о Секторе
-8
Ксюша 03 пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ 2022, 13:41
А что именно вы про него слышали? Просто интересно. Мне всегда казалось, Сергей не производит впечатления плохого человека...
0
Идёт загрузка...
Вы можете оставить комментарии от своего имени, через сервисы представленные ниже: